Дуальное обучение в ОГАОУ СПО «Корочанский сельскохозяйственный техникум»


160515_01Острый дефицит высококвалифицированных рабочих испытывается в данный период времени на рынках труда. Так как развивающийся рынок труда предъявляет новые требования к современным специалистам: современному производству необходим работник высокой квалификации с творческим подходом к производственной деятельности. Поэтому главная задача, которую необходимо решить системе образования — сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая бы преодолела отставание в структуре, объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий. И в решении задачи поможет дуальная форма профессионального образования, которая может оказаться чрезвычайно полезным — для совершенствования законодательства, определения механизма разделения полномочий Федерации и регионов, реанимации традиций среднего специального обучения, и ко всему прочему формирования системы финансирования обучения.

Извечная беда нашего среднего профессионального образования -большой разрыв между теорией (получение теоретических знаний) и реальностью (при поступлении на работу нет практических навыков).

Ликвидировать разрыв между теорией и практикой приходится предприятию, для которого обеспеченность квалифицированными кадрами — самый актуальный вопрос на сегодняшний день. Каждый решает этот вопрос по-своему. Где-то к новичкам прикрепляют наставников, вводят в должность, где-то разрабатывают и внедряют программы обучения и адаптации. И в результате через какой-то промежуток времени получают готового к работе и отлично знающего производство специалиста. Но весь этот процесс становления слишком дорого обходится работодателю. Поэтому нужно находить выход из этой ситуации, внедрять в учебный процесс современные педагогические технологии, совершенствовать практическое обучение.

160515_02Практическое обучение всегда является неотъемлемой частью учебного процесса среднего профессионального образования и вселяет надежду на получение практических навыков и умений по профессии или специальности, что имеет первостепенное значение для будущих выпускников.

Но в последнее время в связи с развитием новых технологий, а также с разработкой и выходом на рынок новейшей техники, насыщенной современным электронным оборудованием и отсюда дорогостоящих машин,
механизмов, образовательные учреждения не в состоянии приобрести для учебных целей современное оборудование, технику, на которой придется работать будущим выпускникам.

Проблема формирования практического обучения в Корочанском сельскохозяйственном техникуме направлена на повышение конкурентоспособности выпускника, его готовности решать самостоятельно сложные производственные ситуации.

Цель: воспитать гармонично развитую самостоятельную творческую личность со сформированной гражданской позицией, высоким уровнем профессиональной подготовки, в сочетании с духовным, нравственным и физическим здоровьем.

Задача: внедрение современных педагогических технологий, реализация целей обучения, воспитания, развития обучающихся и совместить в учебном процессе теоретическую, и практическую подготовку
Откуда же пришло к нам дуальное обучение? Для этого окунемся в исторические факты: опираясь на систему профессионального образования Германии (эта страна, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), является одним из лидеров по уровню квалификации кадров). Система дуального образования Германии проверена жизнью и является образцом для всего Европейского Союза.

Немецкое образование имеет глубокие исторические корни и прочные традиции. Уже в Средние века немецкие ремесленники отличались особым мастерством и дольше всех в Европе практиковали передачу ремесла от мастера к ученику. Ко всему прочему, ученик полжизни мог оставаться подмастерьем, настолько высоки были требования к его квалификации. Право мастера ставить личное клеймо на товары было символом не только профессионального, но и жизненного успеха.

160515_03Но новая экономика Германии трансформировала традицию «штучной» подготовки мастером ученика в дуальную систему обучения. Эта особая форма подготовки квалифицированных работников на основе тесного взаимодействия предприятий и профессиональных школ: ученики обучаются профессии у прошедших специальную подготовку «мастеров».

Дуальная система по своей сути означает параллельное обучение в образовательном учреждении, и на производстве. В основу обучения заложен принцип взаимодействие теории с практикой. Внедрение дуальной формы обучения позволяет решить основную проблему профессионального образования, разрыв между теорией и практикой (производством). В этой программе через особую связь теоретического обучения и практического закрепления теоретического материала на предприятии достигается необходимая компетенция обучающегося.

Поэтому в соответствии с постановлением правительства Белгородской области от 11 июля 2011г. «О долгосрочной целевой программе «Развитие профессионального образования Белгородской области на 2011-2015гг». Правительство области утвердило положение №85-ПП от 18 03 2013г. «О порядке организации и проведения дуального обучения, учащихся и студентов», формы типовых договоров между учреждением и организацией, а так же между обучающимися (студентами) и организациями.

Дуальная система позволяет убить сразу двух зайцев, то есть совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебной стороны студенты осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, учатся сразу в двух местах. В зависимости от количества часов преподаваемой дисциплины: сколько-то недель (часов) лекционных в учебном заведении, остальные время — на предприятии. Таким образом, решается несколько проблем.

Во-первых, студент получает необходимый опыт.

Во-вторых, после окончания учебного заведения выпускнику будет проще найти постоянное место работы.

В-третьих, предприятие при таком подходе к обучению будет обеспечено постоянным притоком квалифицированного персонала.

На основании выше изложенного материала и решения педагогического совета техникума в нашем Корочанском сельскохозяйственном техникуме были задействованы группы для подтверждения теоретических знаний практическими на предприятиях согласно программе дуального обучения. Для отработки на практике форм взаимодействия между учреждением и организацией, в качестве организации выступила ООО «Группа компаний «Зеленая Долина» в лице генерального директора Алтухова С.Н.

160515_04По окончанию первого этапа дуального обучения обучающиеся получили практические навыки выполнения технологических процессов, заполнили аттестационные листы, а зачет по темам принимали мастера-наставники. Изначально для получения практических навыков были представлены рабочие места предприятиями — партнерами: бывший ООО «Хлебозавод», ООО «Агрохолдинг Корочанский», ООО «Молоко» и другие. С ними были заключены договора между нашим учебным заведением и студентом, графики перемещения по рабочим местам.

В результате проведения дуального обучения в группах были достигнуты положительные результаты, обучающиеся получили навыки подготовки основного и дополнительного сырья для производства хлебобулочных изделий, выпечка хлебобулочных изделий, фасовка и хранение готовой продукции; приемка молока, определение качества молока по органолептическим показателям, определение жирности молока и т.д.

Хочется отметить, что со стороны работодателей техникум нашел взаимопонимание и поддержку в обучении будущих высококвалифицированных специалистов. Обучающимся были проведены все полагающиеся инструктажи, закреплены мастера-наставники, с которыми в последствии они проходили все этапы работ технологического процесса производства той или иной продукции.

Как показала практика проведения дуального обучения, что внедрение такого обучения в наше время актуально и нуждается в дальнейшем развитии и применении.

Дуальная система обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой. Оно позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность.

К дуальному обучению нужно стремиться. Это действительно полезное и нужное дело — проводить параллельно теоретическую и практическую подготовку студентов. Ни одно учебное заведение, даже если оно высшее или среднее специальное не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенькой на пути к успешной карьере стажировки, практического обучения.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

WordPress шаблоны. Drupal блог